• Коротко о себе
  • Написать автору
Логотип сайта Дьяченко Ольга Анатольевна
Дьяченко Ольга Анатольевна

Личный сайт учителя русского языка и литературы

  • Главная
  • Учителю
    • Методическая работа
      • Планирование
      • Разработки уроков
    • Материалы к урокам по литературе
    • Материалы к урокам по русскому языку
    • Работа с одаренными детьми
  1. Главная
  2. »
  3. Учителю
  4. »
  5. Материалы к урокам по русскому языку

Как составить план текста по русскому языку

Ольга Дьяченко Материалы к урокам по русскому языку Русский язык

Составляем план к тексту правильно
  1. Виды и типы планов текста
  2. Составляем план текста правильно

Составление плана к тесту может понадобиться не только на уроках русского языка. В дальнейшем умение правильно его составлять может пригодиться на протяжении всей жизни. Это не обязательно должен быть план прочитанного текста или произведения. Он составляется для выступления перед аудиторией преподавателями, учеными, ораторами. В любой работе его составление может играть немаловажную роль, поэтому мы учимся этому умению, начиная со школьной скамьи. С составления плана начинается написание сочинений, рефератов, курсовых, дипломных работ и даже художественных произведений.

Виды и типы планов текста

Существует несколько типов плана в зависимости от цели их составления и объема исходного текста:

  • Вопросный

Составляется с помощью вопросов к каждому абзацу или блоку текста. Ответы на вопросы предусматривают полное раскрытие темы прочитанного материала, по которому составлялся план.

  • Тезисный

Тезис с древнегреческого переводится как установка, утверждение. Это краткая и лаконичная мысль небольшого отрывка текста, сформулированная в одном или двух предложениях. Их удобно использовать для изучения большого объема материала, записывая для каждой части отдельные тезисы, отображающие её суть. Просматривая тезисы после записи, можно легко восстановить в памяти прочитанное. Правильно составленный тезисный план представляет собой лаконичный и последовательный сжатый текст исходного материала.

  • Опорная схема

Отличается тем, что опорами могут служить как предложения, так и отдельные слова. Все зависит от памяти запоминающего, насколько краткими или развернутыми должны быть опоры. Со стороны опорная схема может выглядеть как набор слов и предложений, практически не связанных друг с другом. Но для составляющего такой план достаточно понятен.

Также планы различают по видам: простой и сложный.

  • Простой состоит чаще всего из назывных предложений. Краткие заголовки основных моментов текста.
  • Сложный является более подробным и глубоким. Когда краткие мысли могут быть дополнены подпунктами либо больше раскрыты уточнениями.

Составляем план текста правильно

Для того чтобы наиболее точно и правильно составить план, достаточно следовать небольшой инструкции:

  • Внимательно и не торопясь прочитайте текст. Если встретили незнакомое слово, запишите его в черновике.
  • Во время чтения выделите карандашом основные части. Они отличаются по своему содержанию и имеют законченную мысль, сформулировав которую, вы можете её использовать для подзаголовка.
  • Прочитав текст, выделите для себя его основную тему. То, о чем и для чего написан был текст. Запишите основные моменты, которые показались вам наиболее важными.
  • Посмотрите в словаре значение незнакомых слов, возможно, они дополнят прочитанное ранее.
  • Повторно прочитайте текст по выделенным ранее частям. Каждую часть озаглавьте или задайте к ней вопрос, в зависимости от того, какого типа план вы составляете.
  • Записав все пункты на черновик, следует еще раз все перепроверить, чтобы избежать ошибок.
  • План должен быть достаточно логичным по повествованию, бывает так, что при написании путается последовательность пунктов.
  • Нет ли дублирования заголовков? Иногда одну и ту же мысль можно ошибочно сформулировать другими словами. Таким образом, план будет составлен неправильно и скорее всего работа с ним приведет к путанице.
  • Он должен соответствовать основной теме текста. В противном случае вы не выделили главное, возможно, отвлеклись на детали.
  • Обязательно должны присутствовать вступительная и заключительная часть или итог.
  • При повторном прочтении плана, возможно, вы вспомните еще важные детали, обязательно допишите их, таким образом, ваш результат будет дополненным и более подробным. Однако не следует сильно увлекаться уточнениями, иначе у вас получится уже краткое изложение.

Составляя план текста, следуйте инструкции и постарайтесь избежать возможных ошибок, и все у вас получится!

Поделитесь статьей в соц. сетях:
Вам также может быть интересно:
  • Сжатое изложениеСжатое изложение по русскому языку в 9 классе. Подготовка к ОГЭ...
  • Составляем целостный анализ текстаЦелостный анализ текста по литературе...
  • Составляем лингвистический анализ текстаЛингвистический анализ художественного текста...
  • Пишем правильно сочинение-рассуждениеКак правильно писать сочинение-рассуждение...
Ольга Дьяченко
Показать больше публикаций
Логотип сайта Дьяченко Ольга Анатольевна
16 комментариев к статье
  1. Анжела

    22.11.2016 | 16:11

    Современным детям почему-то сложно составить план текста. Спасибо за такую подробную памятку. Забрала в свою методическую копилку. Попробую использовать при подготовке к изложению.

    Ответить
    1. Ольга Дьяченко

      22.11.2016 | 20:20

      Детям будет легче составлять план текста, если они научатся задавать вопросы к тексту. Только тогда они научатся выделять главное. Пробуйте, успехов Вам в работе!

      Ответить
  2. Наташа

    22.11.2016 | 23:14

    Очень познавательная статья. Я, как мама школьника, беру её на заметку. Современным детям очень тяжело и легко учится одновременно. Тяжело потому, что большая нагрузка в школе, легко – поскольку большая база пособий в интернете, но с ними тоже надо научиться работать, найти самое полезное и выделить самое главное.

    Ответить
    1. Ольга Дьяченко

      23.11.2016 | 10:33

      Наташа, я с Вами полностью согласна. Работа с текстом, составление вопросов, плана помогут ребёнку научиться видеть главное, тогда он и в интернете научится выбирать из массы информации самую важную и полезную. Но это обучение — долгий процесс, и ребёнку нужна Ваша помощь. Удачи Вам и терпения!

      Ответить
  3. Лариса

    14.12.2016 | 17:09

    Я сама всегда составляла план после того, как уже напишу сочинение. Понимаю, что совсем неправильно, но мне так было легче. Я начинала писать, и мысль сама на бумагу ложилась. А когда задумывалась над планом, могла целый урок просидеть в думках, а потом за один урок писала по-своему, сначала текст, потом план. ;)

    Ответить
  4. Евгения

    24.12.2016 | 22:10

    Спасибо за подробную инструкцию по составлению плана. У моей дочки как раз с этим проблемы. Попробую объяснить теперь, как это делается, используя Ваши рекомендации.

    Ответить
  5. Анна

    27.01.2017 | 21:49

    Я со школы привыкла работать по плану. И в университете составляла план реферата, доклада, и сейчас перед презентацией всегда тщательно его прорабатываю. А у сына проблема, он вообще не понимает, зачем он нужен. Говорит: это то, что мне после школы не понадобится никогда. Ну я отвечаю, что смотря кем он хочет стать) Есть, наверное, профессии, где умение разложить все по полочкам и выделить главное, неважны, но я таких сразу и не могу назвать.

    Ответить
    1. Ольга Дьяченко

      28.01.2017 | 16:07

      Анна, я думаю, в любом деле важно умение разложить всё по полочкам и упорядочить. Или, например, умение просчитывать наперёд свои действия и то, какие они могут принести результаты — стратегия и тактика, отлично помогают шахматы в развитии. И начинаешь понимать, что в жизни всё тесно взаимосвязано и нет умений, которые могут НЕ пригодиться )))

      Ответить
  6. Тамара

    28.01.2017 | 16:08

    Думаю ваш алгоритм составления плана можно также использовать для написания своего сочинения, статьи или обзора. Например, задать себе вопросы по теме и постараться ответить на них в своем тексте.

    Ответить
    1. Ольга Дьяченко

      28.01.2017 | 17:25

      Конечно, Тамара, так оно и есть. Главное — вопросы выстроить последовательно и логично.

      Ответить
  7. Ксения

    03.02.2017 | 15:30

    Ольга, как Вы считаете, в каком классе нужно обучать детей составлению сложного плана? Учитель задала это сыну-пятикласснику, но у него и с простым пока не все четко получается. Спасибо.

    Ответить
    1. Ольга Дьяченко

      03.02.2017 | 21:57

      Ксения, чем раньше ребёнок научится видеть структуру текста, тем лучше. Поэтому в 5 классе можно обучать составлению сложного плана. Но именно обучать, постепенно, в системе, на уроках при работе с текстами. И только потом давать как задание для самостоятельного выполнения дома. Не знаю, как это было в вашем случае.

      Ответить
  8. Наталья

    27.03.2017 | 14:47

    Сочинение на ЕГЭ пишется по тексту, значит, план там не нужен?

    Ответить
    1. Ольга Дьяченко

      28.03.2017 | 08:15

      К сочинению на ЕГЭ даётся инструкция, которая сама по себе уже является планом: определить проблематику, прокомментировать одну из проблем, используя исходный текст, сформулировать позицию автора и своё к ней отношение, аргументировать (желательно с привлечением литературных примеров), сделать вывод. Чёткий порядок действий, то есть план.

      Ответить
  9. Александра

    28.04.2017 | 19:34

    Ольга Анатольевна, какой план лучше, вопросный или в виде заголовков?

    Ответить
    1. Ольга Дьяченко

      28.04.2017 | 21:49

      Оба хороши, если правильно составлены. Начинать лучше с вопросного, так как на вопросы легче отвечать.

      Ответить
Оставьте комментарий
Нажмите, чтобы отменить ответ.

Данные не разглашаются. Поля, помеченные звездочкой, обязательны для заполнения

O=);-):|:x:twisted::smile::shock::sad::razz::oops::o:mrgreen::love::lol::grin::evil::cry::cool::???:

Не проходите мимо!
Насколько полезной оказалась информация?
  • Добавить свой ответ
Результаты

Сайт достаточно молодой и только начинает развиваться. Поэтому буду благодарна, если вы выскажете свое мнение. Полезным ли оказался ваш визит сюда? Если не нашли нужного материала, поделитесь, учту в дальнейшей работе.

Лучшие статьи
  • Миниатюра к статье Сценарий литературной гостиной, посвящённой дню рождения М. Ю. ЛермонтоваСценарий литературной гостиной, посвящённой дню рождения М. ...
  • Миниатюра к статье Правила оформления печатных знаков: точка, тире, пробелы, кавычки, нумерацияПравила оформления печатных знаков: точка, тире, пробелы, ка...
  • Миниатюра к статье Правила сокращения слов – руководство для пишущих, объясняющее условия написания слов в усечённом видеПравила сокращения слов – руководство для пишущих, объясняющ...
  • Миниатюра к статье Исследовательская работа «Роль современной журналистики в возрождении духовной культуры как системы ценностей»Исследовательская работа «Роль современной журналистики в во...
  • Миниатюра к статье Конкурсная работа на тему «Диалог с классиком»Конкурсная работа на тему «Диалог с классиком»...
  • Cценарий
  • Работы учащихся
  • Русская литература
  • Русский язык
Последние комментарии
  • План анализа лирического произведения

    Спасибо большое, Ольга, за ваши материал …

    Ответить
  • Синтаксический разбор. Образец разбора словосочетания

    Огромное спасибо за Ваш труд и готовност …

    Ответить
  • Подготовка к олимпиаде по литературе

    Можно узнать, в каком этапе олимпиады он …

    Ответить
  • План анализа лирического произведения

    Совершенно случайно зашла на Ваш сайт и …

    Ответить
  • Правила сокращения слов – руководство для пишущих, объясняющее условия написания слов в усечённом виде

    В аббревиатуре все буквы заглавные, след …

    Ответить

Здравствуйте, уважаемый гость! Я рада приветствовать вас на своем сайте. Надеюсь, что  Вы сможете здесь найти для себя интересный и полезный материал.  Если есть предложения или вопросы, пишите, буду рада общению, обмену идеями.

С ув. Ольга Дьяченко.

Авторские права:

Все материалы на сайте защищены авторским правом. При копировании или использовании обязательна активная ссылка на источник с оригиналом статьи.

На сайте используются авторские картинки, а также фото, взятые из открытых источников. Если какое-то изображение используется мной с нарушением Ваших авторских прав, прошу сообщить об этом по обратной связи, проблема будет устранена.

  • Главная
  • Карта сайта
  • Написать автору
© 2016 - 2018 ~ Дьяченко Ольга Анатольевна ~ Личный сайт учителя русского языка и литературы ~