Составление плана к тесту может понадобиться не только на уроках русского языка. В дальнейшем умение правильно его составлять может пригодиться на протяжении всей жизни. Это не обязательно должен быть план прочитанного текста или произведения. Он составляется для выступления перед аудиторией преподавателями, учеными, ораторами. В любой работе его составление может играть немаловажную роль, поэтому мы учимся этому умению, начиная со школьной скамьи. С составления плана начинается написание сочинений, рефератов, курсовых, дипломных работ и даже художественных произведений.
Виды и типы планов текста
Существует несколько типов плана в зависимости от цели их составления и объема исходного текста:
- Вопросный
Составляется с помощью вопросов к каждому абзацу или блоку текста. Ответы на вопросы предусматривают полное раскрытие темы прочитанного материала, по которому составлялся план.
- Тезисный
Тезис с древнегреческого переводится как установка, утверждение. Это краткая и лаконичная мысль небольшого отрывка текста, сформулированная в одном или двух предложениях. Их удобно использовать для изучения большого объема материала, записывая для каждой части отдельные тезисы, отображающие её суть. Просматривая тезисы после записи, можно легко восстановить в памяти прочитанное. Правильно составленный тезисный план представляет собой лаконичный и последовательный сжатый текст исходного материала.
- Опорная схема
Отличается тем, что опорами могут служить как предложения, так и отдельные слова. Все зависит от памяти запоминающего, насколько краткими или развернутыми должны быть опоры. Со стороны опорная схема может выглядеть как набор слов и предложений, практически не связанных друг с другом. Но для составляющего такой план достаточно понятен.
Также планы различают по видам: простой и сложный.
- Простой состоит чаще всего из назывных предложений. Краткие заголовки основных моментов текста.
- Сложный является более подробным и глубоким. Когда краткие мысли могут быть дополнены подпунктами либо больше раскрыты уточнениями.
Составляем план текста правильно
Для того чтобы наиболее точно и правильно составить план, достаточно следовать небольшой инструкции:
- Внимательно и не торопясь прочитайте текст. Если встретили незнакомое слово, запишите его в черновике.
- Во время чтения выделите карандашом основные части. Они отличаются по своему содержанию и имеют законченную мысль, сформулировав которую, вы можете её использовать для подзаголовка.
- Прочитав текст, выделите для себя его основную тему. То, о чем и для чего написан был текст. Запишите основные моменты, которые показались вам наиболее важными.
- Посмотрите в словаре значение незнакомых слов, возможно, они дополнят прочитанное ранее.
- Повторно прочитайте текст по выделенным ранее частям. Каждую часть озаглавьте или задайте к ней вопрос, в зависимости от того, какого типа план вы составляете.
- Записав все пункты на черновик, следует еще раз все перепроверить, чтобы избежать ошибок.
- План должен быть достаточно логичным по повествованию, бывает так, что при написании путается последовательность пунктов.
- Нет ли дублирования заголовков? Иногда одну и ту же мысль можно ошибочно сформулировать другими словами. Таким образом, план будет составлен неправильно и скорее всего работа с ним приведет к путанице.
- Он должен соответствовать основной теме текста. В противном случае вы не выделили главное, возможно, отвлеклись на детали.
- Обязательно должны присутствовать вступительная и заключительная часть или итог.
- При повторном прочтении плана, возможно, вы вспомните еще важные детали, обязательно допишите их, таким образом, ваш результат будет дополненным и более подробным. Однако не следует сильно увлекаться уточнениями, иначе у вас получится уже краткое изложение.
Составляя план текста, следуйте инструкции и постарайтесь избежать возможных ошибок, и все у вас получится!
Анжела
Современным детям почему-то сложно составить план текста. Спасибо за такую подробную памятку. Забрала в свою методическую копилку. Попробую использовать при подготовке к изложению.
Ольга Дьяченко
Детям будет легче составлять план текста, если они научатся задавать вопросы к тексту. Только тогда они научатся выделять главное. Пробуйте, успехов Вам в работе!
Наташа
Очень познавательная статья. Я, как мама школьника, беру её на заметку. Современным детям очень тяжело и легко учится одновременно. Тяжело потому, что большая нагрузка в школе, легко – поскольку большая база пособий в интернете, но с ними тоже надо научиться работать, найти самое полезное и выделить самое главное.
Ольга Дьяченко
Наташа, я с Вами полностью согласна. Работа с текстом, составление вопросов, плана помогут ребёнку научиться видеть главное, тогда он и в интернете научится выбирать из массы информации самую важную и полезную. Но это обучение — долгий процесс, и ребёнку нужна Ваша помощь. Удачи Вам и терпения!
Лариса
Я сама всегда составляла план после того, как уже напишу сочинение. Понимаю, что совсем неправильно, но мне так было легче. Я начинала писать, и мысль сама на бумагу ложилась. А когда задумывалась над планом, могла целый урок просидеть в думках, а потом за один урок писала по-своему, сначала текст, потом план.
Евгения
Спасибо за подробную инструкцию по составлению плана. У моей дочки как раз с этим проблемы. Попробую объяснить теперь, как это делается, используя Ваши рекомендации.
Анна
Я со школы привыкла работать по плану. И в университете составляла план реферата, доклада, и сейчас перед презентацией всегда тщательно его прорабатываю. А у сына проблема, он вообще не понимает, зачем он нужен. Говорит: это то, что мне после школы не понадобится никогда. Ну я отвечаю, что смотря кем он хочет стать) Есть, наверное, профессии, где умение разложить все по полочкам и выделить главное, неважны, но я таких сразу и не могу назвать.
Ольга Дьяченко
Анна, я думаю, в любом деле важно умение разложить всё по полочкам и упорядочить. Или, например, умение просчитывать наперёд свои действия и то, какие они могут принести результаты — стратегия и тактика, отлично помогают шахматы в развитии. И начинаешь понимать, что в жизни всё тесно взаимосвязано и нет умений, которые могут НЕ пригодиться )))
Тамара
Думаю ваш алгоритм составления плана можно также использовать для написания своего сочинения, статьи или обзора. Например, задать себе вопросы по теме и постараться ответить на них в своем тексте.
Ольга Дьяченко
Конечно, Тамара, так оно и есть. Главное — вопросы выстроить последовательно и логично.
Ксения
Ольга, как Вы считаете, в каком классе нужно обучать детей составлению сложного плана? Учитель задала это сыну-пятикласснику, но у него и с простым пока не все четко получается. Спасибо.
Ольга Дьяченко
Ксения, чем раньше ребёнок научится видеть структуру текста, тем лучше. Поэтому в 5 классе можно обучать составлению сложного плана. Но именно обучать, постепенно, в системе, на уроках при работе с текстами. И только потом давать как задание для самостоятельного выполнения дома. Не знаю, как это было в вашем случае.
Наталья
Сочинение на ЕГЭ пишется по тексту, значит, план там не нужен?
Ольга Дьяченко
К сочинению на ЕГЭ даётся инструкция, которая сама по себе уже является планом: определить проблематику, прокомментировать одну из проблем, используя исходный текст, сформулировать позицию автора и своё к ней отношение, аргументировать (желательно с привлечением литературных примеров), сделать вывод. Чёткий порядок действий, то есть план.
Александра
Ольга Анатольевна, какой план лучше, вопросный или в виде заголовков?
Ольга Дьяченко
Оба хороши, если правильно составлены. Начинать лучше с вопросного, так как на вопросы легче отвечать.